Тамара наконец-то добралась до випассаны. Адекватно и критично об одной из самых эффективных, но не интегральной и не идеальной духовной практике. Идеально! В начале марта я ебанулась окончательно и поехала на випассану. Тут нужно оговориться. Я не совсем типичный посетитель подобных мероприятий. Меня немного подташнивает от категории людей, которых называют «светлые человечки», я дергаюсь, когда слышу слово «энергия» без приставки «потенциальная» или «кинетическая», имею стойкую аллергическую реакцию на любую эзотерику, и в целом подхожу к жизни с очень материалистической стороны. Я не люблю идеологических веганов (с формулировкой «мне не нравится мясо, и я его не ем» я не имею проблем, но вот эти все «пожалей зверюшек» - бррр), имею личные кровавые счеты с йогой и с настороженностью отношусь к буддизму. Но я обожаю новый опыт, особенно сильно отличающийся от всего предыдущего и стараюсь регулярно проверять свои убеждения на прочность. Поэтому, когда я услышала, что в монастыре на Самуи проходит медитационный ретрит и в тот месяц, когда я могу взять отпуск, его будет вести какой-то крутой Учитель (когда слово «учитель» пишут с большой буквы я, кстати, тоже не люблю), я решила – надо ехать. Медитация – очень крутой инструмент и пришла к нему я не через шизотерические тексты об единстве вселенной, а через заметки о том, как работает мозг, в которых слова вроде «МРТ» и «двойной слепой метод» использовались, мягко говоря, чаще, чем слова типа «Будда» и «карма». Моя медитация – это 5 минут очищения головы в моменты, когда она перенаполнена информацией и больше не работает так эффективно, как мне бы этого хотелось. Иногда снижение градуса, когда эмоциональное возбуждение превращается в истерику и невроз. В общем все очень инструментально, точечно и в основном про дыхательные упражнения, а не про рассматривание прошлых жизней в хрустальном шаре. На ретрите предполагалось медитировать часами. Я никогда не понимала, зачем этим заниматься так долго, если нужного мне эффекта я достигаю за 5 минут, а потом можно снова продолжать упоенно херачить. «Ну оке», - подумала я, - «Если ты чего не знаешь – сходи поучись, потом сделаешь выводы». И свалила. Мне почему-то казалось, что мы там будем неделю смотреть на то, как летают бабочки, слушать душеспасительные беседы и вообще я еду в отпуск и на курорт. Оказалось, я еду в тюрьму, объединенную со спортивным лагерем строгого режима для психики и мозга. У нас отобрали все личные вещи, поселили в общежитие на 40 человек, где вместо кроватей был деревянный настил, на который была брошена циновка и деревянная (!!) подушка, в подвале находился совершенно тюремный бетонный душ с ледяной водой. Подъем в 4:30 по колоколу, около 10 часов медитаций в сутки, запрет на разговоры, запрет на взгляды друг на друга, запрет на ведение записей, веганская еда 2 раза в день, последний прием пищи в полдень, работы по монастырю и ебучая йога по часу в день в 6 утра. В первый же день, я придумала где-то с десяток безотказных способов сбежать оттуда и больше никогда не возвращаться. Но потом решила, что раз уж я в это ввязалась, я пройду это до конца, потому что за свои решения нужно отвечать. Да и к тому же, я приехала сюда учиться и если я свалю, то уеду с пустыми руками, так и не забрав того, за чем я собственно все это затевала. А значит, я потратила три дня своей жизни (вместе с дорогой, размещением и первым днем випассаны) впустую. А я не выношу, когда мое время тратится впустую. В общем я осталась. И это был один из самых сложных и полезных опытов в моей жизни. Я хочу написать по поводу всего этого приключения серию огромных текстов. Хочу их зачитать лично в Питере и Москве по возвращении (у меня билет до родных краев на 24 мая, так что скоро свидимся), хотя возможно не удержусь и буду потихоньку публиковать здесь. В этом тексте мне хочется накидать финальных тезисов, чтобы у меня были майлстоуны, по которым я буду ориентироваться в описании всего, что происходило, а у вас возможность читать этот детектив с конца и точно знать, кто убийца. ==================================== 1.    Медитации, особенно длительные – невероятно крутой инструмент. Если использовать его совместно с психотерапией, кажется, можно свернуть горы. Все те тупики, к которым я приходила, разрешаются именно через это. Часто, когда ты интеллектом приходишь к правильной, здравой и работающей концепции, ты не можешь ее воплотить, потому что эмоционально все равно остаешься в старой модели. Самый распространенный пример – когда ты понимаешь, что через любовь к себе можно стать счастливее, эффективнее, лучше для себя и окружающих, решаешь срочно любить себя с понедельника, но при взгляде в зеркало тебя все равно безудержно тошнит. И ты начинаешь ненавидеть себя еще больше, теперь уже за то, что не можешь с этим справится и полюбить себя. И решаешь со среды уж точно. А потом снова зеркало. И петля затягивается. Через медитацию можно изменить свое состояние в обход интеллектуальных построений, в том числе всех этих проекций, фрустраций и прочих –ций. Просто берешь и любишь. Берешь и перестаешь бояться. Берешь и перестаешь травмироваться об прошлое. Just stop it! – как в том известном ролике 2.    Буддизм – такая же чушня, как и все остальные религии. Все эти разговоры про то, что буддизм – это не религия, а комплекс философских воззрений и тем разительно отличается от, скажем христианства или ислама, ведутся людьми, которые либо нихрена не знают про Буддизм, либо про другие религии. «Да я те отвечаю, у них там все как у нас на зоне». У любой (как минимум из мировых) религий есть философская база, на которую наслоены идиотические истории про горящие кусты, расходящиеся моря, разговаривающих зверушек, беседы с ангелами, джиннами и прочий Дисней. Буддизм – такая же религия. Та же философская база и те же комиксы. Жил-был мужик две с половиной тыщи лет назад, который так возлюбил все живое, что останавливал взглядом диких слонов, а когда помер обрел такое слияние с миром, что смог принять вообще все что происходит во вселенной. Ну кроме голых коленей и плеч, его это очень нервирует даже сейчас. Потому что он наблюдает за тобой через вот эту каменную статую. 3.    Состояние полного спокойствия само по себе и правда может приносить чувство радости, граничащее с оргазмическими переживаниями. Тут они правы. Только вот состояние радостного возбуждения и созидательной агрессии («я переверну к чертям весь мир и сделаю так, как хочу») – тоже. В связи с этим говорить о том, что спокойствие есть великое и исключительное благо к которому необходимо срочно всем стремиться – бред. Самая умная из буддистских мыслей – ищи срединный путь. Болезненный перебор спокойствия называется овощизмом и переходит в апатию. Болезненный перебор (извините) энергии выливается в немотивированную разрушительную агрессию и невротические состояния. 4.    Я, конечно, человек действия, совершенно не приспособленный к «принимай все как есть» и «отпускай боль». Мало того, это в какой-то момент было сознательным выбором, и я долго над этим работала. Если тебе не нравится «как есть» - иди и исправляй. Если тебе больно – ищи причину и работай над причиной, а не над болью. И это не хорошо и не плохо, это способ жить. Есть абсолютно противоположный. И он тоже не хорош и не плох, просто способ. Как в моем случае есть косяки, например, совершеннейший ступор и невозможность смириться с тем, что я не все могу изменить и исправить (смерть близких людей, собственная старость, ограничения тела, в том числе ограничение времени, ураганы, автокатастрофы, неизлечимые диагнозы, экономические кризисы), так и у тех, других ребят из соседнего лагеря есть свои сильные и слабые стороны. Мне кажется хорошей идей жить так как живется, пользуясь своими основными инструментами (в моем случае энергичность, предприимчивость, нежелание мириться с тем, что не нравится), и иметь про запас «чужие» ключи от сундуков, которые не открываются по-другому. Ну то есть срединный путь, ога. В моей жизни – это помнить, что если действительно не можешь ничего сделать с ситуацией, всё, что тебе остается – что-то сделать с собой, со своим отношением. Чтобы тебя не так пидорасило и ты это пережил. Для тех, других чуваков, это, соответственно, помнить, что не всё нужно принимать-отпускать, а что-то ты всё же можешь изменить. 5.    Самая большая проблема любых религиозных текстов в том, что на русский их переводят, а на человеческий нет. Ребята, никто не говорит словами типа «благость» и «добросердечие». Поэтому, даже когда вы говорите умные правильные вещи, к вам все равно идут самые отбитые. А потом отрываются от реальности и социума еще больше. Чтобы что-то объяснять надо говорить на том же языке, что и тот, кто слушает, блин. 6.    Все над-интеллектуальные практики, вроде медитаций, расстановок, гипнозов, наркотических сессий и других способов отбросить когнитивное и «увидеть вещи как они есть» (слово «випассана», кстати, именно так и переводится с какого-то там клингонского) – показывают ТОЛЬКО реальность внутри твоей головы. Они не про объективную картину мира, хоть внутри этих состояний так и кажется. Если ты уверен в том, что Земля плоская, судьба предопределена, женщина – слуга мужчины, то именно эту картину мира ты и увидишь. Совершенно ясно, логично, стройно и без каких-либо помех, как в дорогом телевизоре. Поэтому очень многие принимают то, что переживают внутри этих практик как неопровержимое доказательство того, что они точно знают, как устроен мир. (Со мной как-то две недели не разговаривали друзья, потому что мой молодой человек сходил на расстановку, при которой они присутствовали, и расстановка «показала», что я его чуть не бью каждый день) Не, ребят, за объективной реальностью, к сожалению, к другим инструментам. И к регулярной перепроверке этих инструментов. 7.    Работа с телом не берется через силу и волю. Не берется. Реклама кроссовок и спортивные драмы ВРУТ. 8.    Без критического мышления даже самые распрекрасные идеи превращаются в оправдания всякой херни. 9.    Без критического мышления вообще всё превращается в херню. 10.    «Нет, вы все идиоты, и только я знаю как правильно» - не критическое мышление, а как раз-таки его отсутствие. 11.    Мы, конечно, мартышки. Самый простой способ почувствовать себя хорошо – полюбить всех вокруг. Так устроены наши механизмы подкрепления. Любить для этого важно «внутри», а не «снаружи». Стрессовые состояния порождаются тем, что подсознание не особо видит разницу между придуманным тигром (страхи, волнения, переживания) и настоящим, в связи с которым надо включать определенные механизмы (кортизол, давление, потеря интереса к еде и сексу, продолжите по списку). Точно так же можно наебать систему вознаграждения, которая не увидит разницу между настоящими обнимашками и прокрученными в голове. Менять при этом свое поведение, особенно если это не безопасно (в случае если ты простил и возлюбил своего абьюзера, например) – совершенно не обязательно. Выстраивать социальные взаимодействия все-таки нужно не только эндорфинным торчем, но и через интеллект тоже. В общем, просветлилась, ога.